FvS
Бывает, что, несмотря на все усилия по устранению вмятины, на поверхности все же остаются углубления, что в особенности относится к работам, проведенным с применением вытягивающего молотка. В подобной ситуации не остается ничего иного, как прибегнуть к использованию вспомогательных выравнивающих материалов: синтетической шпатлевки или припоя с содержанием олова. Выравнивание шпатлевкой означает, что на поверхность кузова наносится синтетический материал, резко отличающийся по своим свойствам от материала подложки.При использовании шпатлевки должны быть решены две основные проблемы: должна быть обеспечена долговременная прочная связь между пластмассой, являющейся основой шпатлевки, и металлом; шпатлевка и металл обладают разными коэффициентами теплового расширения, поэтому колебания температуры не должны вызывать отслаивание шпатлевки. Наряду с температурными колебаниями во время эксплуатации автомобиля на его кузов воздействуют значительные нагрузки, что также отрицательно влияет на прочность соединения шпатлевки с основой. Исходя из этого, синтетические шпатлевки вряд ли пригодны для выравнивания боковых поверхностей кузова, если автомобиль подвергают жесткой каждодневной эксплуатации и частой мойке на автоматических моечных линиях.Какому из двух вариантов выравнивания поверхности кузова следует отдать предпочтение? Тот или иной вариант следует применять там, где в максимальной степени проявятся его преимущества. Так, особенность синтетических шпатлёвок состоит в том, что они допускают возможность быстрого устранения дефекта, причем работа может быть выполнена не самым квалифицированным жестянщиком. Шпатлевки особенно пригодны для устранения небольших дефектов. Если поверхность кузова подготовлена, соблюдена должная пропорция при смешении основного компонента с отвердителем и шпатлевка нанесена тонким слоем, никаких проблем, связанных с отслаиванием, возникать не должно. Прочное соединение шпатлевки с кузовом сохранится как при температурных колебаниях, так и при возникновении дополнительных напряжений между кузовом и отвержденным покрытием, так как тонкий слой шпатлевки обладает достаточной эластичностью, чтобы повторить любую конфигурацию кузова.Другое дело, если для восстановления первоначальной формы кузова требуется нанести большое количество вспомогательного выравнивающего материала. В такой ситуации предпочтение следует отдать пайке, поскольку припой, как и основа кузова, является металлом; соответствующие коэффициенты термического расширения отличаются не слишком существенно и опасность отслаивания исключается, в том числе и при значительных вибрациях кузова. В этом случае не существует и проблемы прочного соединения покрытия с основой, поскольку благодаря выбору соответствующего температурного режима при пайке кузова обеспечивается надежное соединение припоя с металлом кузова.Как правило, жестянщик не использует в своей практике шпатлевок. В отличие от маляров, для которых шпатлевание является обычным делом, жестянщик, занимающийся восстановлением формы кузовов, не обладает соответствующими знаниями и специфическими навыками. Если, исправляя какой-либо дефект, он все же прибегнет к шпатлеванию, то нанесет такой толстый слой шпатлевки, что рекламация будет гарантирована.Таким образом, настоятельно требуется соблюдать следующую рекомендацию. Основным объектом каждодневной практической деятельности жестянщика является металлическая поверхность, поэтому для выравнивания кузова в такой мастерской должен использоваться вспомогательный материал также на основе металла, иначе говоря, дефекты следует устранять только пайкой.Для пайки нужны следующие инструменты и вспомогательные материалы:· вращающаяся проволочная металлическая щетка ( ) и шлифовальная машинка;· горелка для газовой сварки с соплом диаметром 2 и 4 мм ( , );· средство защиты деревянных колодок от обгорания;· комплект деревянных колодок различной формы;· пастообразная полуда в комплекте с кисточкой ( );· припой (25\%-ное заливочное олово) ( );· ветошь из хлопчатобумажной или льняной ткани (присутствие синтетических волокон и свободных ниток недопустимо);· напильник ( , ). Назначение отдельных инструментов и вспомогательных материалов требует пояснения. Основными компонентами припоя являются свинец и олово, смешанные в определенном соотношении. Смеси придают форму прутка. Температурный диапазон использования и его верхний предел определяются содержанием олова, которое может колебаться от 2 до 30\%. Однако в практике ремонта кузовов особыми преимуществами обладает состав, которому отвечает 25\%-ное содержание олова, которое определяют с помощью тарировочной линейки. Переход из твердого состояния в жидкое происходит в широком температурном интервале. При соответствующей температуре сплав приобретает тестообразную консистенцию и очень легко принимает любую заданную форму. При содержании 25\% олова температура, допускающая возможность его использования для лужения, находится в диапазоне 186 – 260 градусов по Цельсию. Такой материал имеет маркировку L-Pb Sn 25 Sb, где: L – припой; Pb – свинец; Sn – олово; 25 – содержание олова (25\%); Sb – сурьма. Комплект деревянных колодок. Необходимую форму тестообразному олову придают с помощью деревянных колодок. Поскольку элементы кузова могут иметь самую разнообразную конфигурацию, колодки, входящие в составы комплекта, обладают различной формой, что упрощает процесс разравнивания жидкого олова. Колодки бывают изготовлены из древесины бука, боярышника или пальмы. В комплект обычно входят 5-6 колодок различной конфигурации. Средство защиты деревянных колодок от обгорания. Деревянные колодки во время формования горячего олова могут обгореть, а расплавленный металл может к ним прилипнуть. Чтобы избежать этих нежелательных явлений, колодки хранят в специальной жидкости, которая препятствует их обгоранию и предупреждает налипание олова. Хорошим защитным эффектом обладают пчелиный воск(довольно дорогое средство), моторное масло или парафин. Полуда предназначена для обеспечения прочного сцепления припоя с поверхностью кузова. Чтобы перевести пасту в рабочее состояние, ее следует разогреть. В полуде содержится флюсующая добавка, которая при достижении рабочей температуры начинает выделяться из основного состава, окрашивая его в кофейный цвет, что служит свидетельством, что рабочая температура достигнута. Ветошь из хлопчатобумажной или льняной ткани. Прежде чем приступить к нанесению припоя, следует протереть поверхность, чтобы удалить выделившуюся флюсующую добавку, для чего используют ветошь из натуральных тканей. Присутствие в ветоши искусственных волокон недопустимо, иначе при контакте с горячей флюсующей добавкой они загорятся, и продукты сгорания загрязнят поверхность, препятствуя нормальной адгезии припоя. Аналогичная проблема может возникнуть, если в ветоши имеются свободные нитки. Вращающаяся проволочная щетка и шлифовальная машинка. Прежде чем приступить к нанесению полуды, поверхность кузова с помощью этих инструментов шлифуют до блеска. Шлифовку поверхности производят и после нанесения припоя. В этом случае, однако, следует использовать лишь низкооборотные шлифующие устройства, поскольку металлическая пыль, содержащая свинец, очень опасна для здоровья.Пайку поверхности кузова осуществляют так. Выправленную поверхность, включая прилегающую неповрежденную зону шириной около 50 мм, шлифуют вращающейся проволочной щеткой или шлифовальной машинкой до металлического блеска. Благодаря расширению области шлифования, обеспечивается отсутствие ступенек на границе перехода от луженой к неповрежденной поверхности кузова.На отшлифованную поверхность кисточкой наносят пастообразную полуду. Равномерно разогревают пасту горелкой для газовой сварки, перемещаясь от краев к середине. Ацетилен при настройке горелки следует подавать в избыточном количестве, чтобы получить светло-голубое пламя длиной около 5 см. По мере разогрева полуда начнет приобретать кофейный цвет, обусловленный «всплыванием» флюсующей добавки. Как только вся разогреваемая поверхность станет такого цвета, ее протирают чистой ветошью, в результате чего поверхность должна приобрести серебристый блеск.Теперь можно приступить к непосредственному нанесению припоя. Конец прутка припоя разогревают одновременно с поверхностью кузова. Как только сплав приобретет тестообразную консистенцию, конец стержня прижимают к обрабатываемой поверхности. Эту операцию повторяют до тех пор, пока все имеющиеся на поверхности углубления не окажутся заполнены припоем.Припой для равномерного распределения и уплотнения разравнивают деревянной колодкой, одновременно поддерживая его в расплавленном состоянии сварочной горелкой. Необходимо учитывать, что слишком большой подвод тепла приведет к стеканию припоя, а слишком слабый не позволит его разгладить. Именно в этой ситуации проявляет себя преимущество использования 25\%-ной полуды, которая пребывает в расплавленном состоянии в очень широком температурном интервале.После того как поверхности кузова придали надлежащую форму, ее необходимо охладить, однако к резкому охлаждению прибегать не следует. Далее нужно выровнять ее напильником. При этом важно позаботиться о том, чтобы переход к неповрежденной поверхности был незаметен. Итак, лужение можно считать завершенным, далее следует подготовить поверхность к окрашиванию.При пайке необходимо использовать средства индивидуальной защиты: защитные очки, перчатки, средства защиты дыхательных путей.Кроме того, должны соблюдаться следующие правила техники безопасности:· во время работы не допускается есть, пить и курить;· по окончании работы следует тщательно вымыть руки. Опилки, содержащие ядовитый свинец, подлежат утилизации согласно соответствующим нормам охраны окружающей среды.Взято здесь -
Alex123
Да, интересно читается. Надо будет как-нибудь попробовать.
Pivo
есть дешевле вариант..... продаётся в трубном отделе называется ПОС 30
Avtomen74
Пару раз в практике пользовался методом пайки и наращивания кузова (капота) оловом , дорогих примочек не использовал .Соляная кислота для пайки , пром фен , припой с флюсом в трубочке и паяльник на 100 -150 вт . Нагрев поверхности феном после нанесение кислоты и еще раз нагрев . После паяльник с припоем ну и периодический прогрев для придания формы и более плавного растекания .1.Кислота паяльная 25 р 2.Припой с флюсом 50р 50 см 3.Паяльник 100 р4.Фен пром. 700 - 1200 нормальный ...Для пробы можно и бюджетный вариант использовать
Avtomen74
Ортофосфорная кислота для снятия - удаления остатков ржавчины , для пайки кислота нужна соляная , она продается в пузырьках по 25 , 50 , 150 гр (брать лучше те что с пипеткой а не стеклянные наносить удобней )так и написано для пайки (обычно) и купить можно в любых радиотоварах ...
Avtomen74
Да нормально , но я по Посам особенно не заморачивался ни когда на кузовном пофиг , вот если ты радиатор паяешь или клейму высокой нагрузки там желательно чтоб содержание свинца и температура плавления были выше .
вальдемар
ОООогонь)))) Pivo спасибо
Avtomen74
королев к а - Ну теоретически возможно , ведь главное для пропайки процесс окисления ))) Pivo - я писал про бюджетный вариант , в твоем видео оборудования только на 15 т\р задействовано (резак , 2 балона , пудра ... )
FvS
Вот что написано в книге Л. Портера "Автомобильные кузова". Цитируем фрагмент: Нет сомнения в том, что в некоторых случаях припой имеет преимущества перед обычной шпаклевкой. Эпоксидная шпаклевка, как это не парадоксально звучит, имеет плохую репутацию именно благодаря своим достоинствам. Ее можно наносить на любую поверхность и ее часто используют для замазывания ржавых мест. Поскольку она не предназначена для защиты от ржавчины, через некоторое время она отваливается, а ржавчины становится еще больше. Припой же сразу не будет держаться на ржавчине. Если же эпоксидную шпаклевку нанести на чистый металл на котором будет держаться и припой, то результат будет ничуть не хуже. Поэтому, если Вы не убежденный консерватор, припой следует использовать только в тех ситуациях, где он может принести максимальную пользу по сравнению с обычной шпаклевкой. О дно из мест, где припой просто незаменим, это место соединения панелей. Жидкий припой легко затекает В узкий зазор между листами металла и, застывая там, во первых, делает шов более прочным и, во вторых, защищает металл от коррозии. Другая область применения припоя - места, тронутые коррозией, но не проржавевшие насквозь. Эти места надо очистить от коррозии пескоструем (или, очевидно, иным доступным способом) и покрыть припоем - коррозии здесь больше не будет никогда. Еще одно место, где припой имеет несравненные преимущества перед шпаклевкой - это ремонт тонких краев панелей, например, капота, дверей и пр. После удаления коррозии с помощью припоя можно нарастить утраченный участок панели. Уже неоднократно отмечалось, что перед пайкой поверхность металла должна быть хорошо очищена. Припой пристанет к металлу только в том случае, если его поверхность химически чиста. В этом случае он, в отличие от шпаклевки, в отличие от обычной шпаклевки, не просто прилипает к обрабатываемой поверхности, но соединяется с ней на молекулярном уровне, что делает их связь исключительно прочной и долговечной. Любые загрязнения препятствуют такому молекулярному соединению. … при работе с припоем, имейте ввиду, что входящий в его состав свинец очень ядовит. Особенно опасайтесь свинцовой пыли, которая образуется при выравнивании поверхности (шлифматериалами, напильниками). Не пренебрегайте маской для защиты дыхательных путей и перчатками.
FvS
Вчера заходил в Вюртмаркет. Паста для пайки оловом стоит 1900р. и кузовное олово столько же Блин, дорого-то как всё...
королев к а
достойная весч,при пайке медных радиаторов незаменимая штука.
вальдемар
а мне предстоит опробовать эту методику на неделе...я вот в чём определился:ортофосфорная кислота+припой ПОС 30, ну и нагревать - есть и пром. фен, и резак газовый.подскажите, я правильно выбрал кислоту и припой?
вальдемар
а насчёт припоя ПОС 30- правильный выбор?
Pivo
смотрите блин
королев к а
паял с преобразователем ржавчины на основе ортофосфорной,нормально.
malkush
С химией паять говорят очень токсично. В гараже должна быть очень хорошая вытяжка.