Россия против правого руля
Авторемонт
01 августа, понедельник
Правительство России вновь задумалось о запрете правого руля. По правилам нового проекта техреграмента для стран Таможенного союза постановка на учет машин с правым рулем будет запрещена. И те, кто уже владеет машинами с зеркальным расположением руля, не смогут продать их.
Автором нового технического регламента стала ФГУП НАМИ. По словам заместителя генерального директора НАМИ Бориса Кисуленко, запрет на выпуск в обращение праворульных машин – общее правило регламента, которое российское правительство может корректировать по своему усмотрению. Единственный пункт, который должен остаться не тронутым – не должно быть праворульных автобусов.
Исключение составят лишь автомобили, предназначенные для коммунального хозяйства и содержания дорог (на Дальнем Востоке таких пруд пруди). При этом власти смогут дополнять список исключений любыми позициями, кроме, естественно, пассажирских автобусов.
В исходном документе этот пункт выглядит так: «Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, за исключением транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, правостороннее расположение рулевого управления которых обусловлено технологической необходимостью».
Эта ситуация приведет к тому, что после вступления нового техрегламента в силу обладателям праворульных машин останется два варианта – ездить на своем железном коне до тех пор, пока он не начнет разваливаться, и затем сдать его в металлолом, либо продавать машину по доверенности. Но во втором случае существует опасность в том, что покупатель окажется недобросовестным, и транспортный налог ляжет на официального владельца, а то и вовсе придется разгребать последствия чужой аварии. А так же владельцы праворулек вынуждены будут беречь и номерные знаки, и документы на машину и сам автомобиль, так как в случае утери номера или замены номерного агрегата необходима перерегистрация.
Любители праворульных автомобилей и так уже настрадались. До 2008 года в прессе неоднократно появлялись сообщения о том, что правительство хочет запретить правый руль. Однако, дальше теорий и комментариев раздосадованных дальневосточников это не доходило. Но в конце 2008 года Владимир Путин подписал указ о повышении пошлин на ввоз иностранных автомобилей, что для Дальнего Востока стало ударом ниже пояса. Возмущенные автомобилисты, для многих из которых автомобили были основным заработком (в приморье около 80% жителей связаны с автобизнесом), устроили несколько акций протеста, но все было тщетно. Пошлины и по сей день не снижены, и постепенно интерес к подержанным японским автомобилям стал угасать – очень уж стали кусаться цены.
Отметим, что запрет на регистрацию автомобилей с правым рулем уже действует в Казахстане (с 2007 года) и Белоруссии. Однако, белорусские автомобилисты и не заинтересованы в подержанных японках, у них под рукой доступные европейки. А из-за высоких таможенных пошлин российским покупателям доступны только «внутренние» машины и американские и европейские слегка подержанные автомобили.
Хотя коллеги из Казахстана вряд ли смогут вразумительно объяснить причины принятия такого запрета. По словам экспертов, эта мера была принята довольно скоропостижно с подачи председателя комитета дорожной полиции МВД республики Омурзака Тусумова, который посчитал, что из-за увеличения количества праворульных машин на дорогах возросла аварийность.
Так, в 2004 года в республике насчитывалось около 37 тысяч «праворулек», в 2005 году их количество поднялось до 74 тысяч, а в «финальном» 2006-м – до 117 тысяч. Омурзак Тусумов заявил, что с 2005 года количество ДТП с участием праворульных машин увеличилось в три раза. Эти доводы привели к тому, что глава государства Нурсултан Назарбаев одобрил запрет на ввоз в страну праворульных автомобилей, который вступил в силу 1 января 2007 года.
Для сравнения, в 2010 году в среднем по России в каждом из 7,5 ДТП погибал 1 человек, тогда как на Дальнем Востоке, где сконцентрировано наибольшее количество праворульных машин, 1 смерть приходилась на каждое 8-е ДТП. Дело в том, что японские автомобили имеют хорошие пакеты безопасности, даже старые дешевые японки имеют как минимум одну подушку безопасности. Примечательно, что в Чечне по одному человеку гибнет почти с каждом втором ДТП.
Обсуждения нового проекта технического регламента будут проходить в течение двух недель, а 4 августа вопрос будет рассматриваться и на встрече с белорусской и казахстанской стороной. Например, против этой меры выступило Министерство экономики и развития, причем свою позицию оно высказало еще в январе этого года, когда была обнародована первая версия техрегламента. Так что окончательная позиция правительства по поводу запрета правого руля пока не ясна.
Комментарии (0)