История английской автомобильной марки Jaguar началась в сентябре 1922 года в городе Блэкпул, когда Уильям Лайонс и Уильям Уолмсли основали компанию по выпуску мотоциклетных колясок... Подробнее
История английской автомобильной марки Jaguar началась в сентябре 1922 года в городе Блэкпул, когда Уильям Лайонс и Уильям Уолмсли основали компанию по выпуску мотоциклетных колясок. Они продавались под маркой Swallow (с англ. ласточка), что соответствовало их изящной форме. Компания называлась Swallow Sidecar. К сожалению (а может, и к счастью), производство колясок оказалось невыгодным, и Swallow Sidecar занялись выпуском кузовов для популярного в то время недорогого автомобиля Austin Seven, а затем и сборкой автомашин на базе агрегатов Austin. Продукция молодой компании «Swallow Sidecar» сразу привлекла к себе внимание как красотой и изяществом, так и сравнительно низкой ценой - хотя автомобиль Austin с кузовом Swallow стоил несколько дороже оригинального, он оказался одной из самых дешевых заказных машин. Попутно компания выпускала также кузова для Fiat 509A, Morris Cowley и Wolsely Hornet. Летом 1931 года на Лондонском автосалоне появился первый автомобиль компании – SS I. Точно нельзя сказать, что скрывалось под аббревиатурой SS - по разным версиям, это Standard Swallow или Swallow Special. Небольшой автомобиль, с которого началась история Jaguar как автопроизводителя, стал одним из самых заметных экспонатов выставки. Низкий вытянутый кузов и шестицилиндровый рядный двигатель придавали SS I вид дорогого спортивного автомобиля, однако его характеристики не соответствовали облику - машина едва развивала 113 км/ч. Этого было вполне достаточно для повседневной эксплуатации, но не могло служить пропуском в класс спортивной элиты. Между тем, работы по совершенствованию автомобиля продолжались, и в конце 1935 года была создана модель SS100. Она имела защищенные металлической сеткой радиатор и огромные фары, красивые крылья над спицованными колесами большого диаметра, кузов с чисто английскими вырезами для локтей (их просто некуда было бы деть в узком кокпите) и внушительных размеров топливный бак, прикрытый запасным колесом. Под низким капотом в половину длины машины располагалась 104-сильная рядная верхнеклапанная шестерка объемом 2,5 л. Модель SS100 серийно выпускалась до 1939 года. Именно на этой модели впервые, с легкой руки Уильяма Лайонса, помимо буквенно-цифрового индекса, появилась надпись Jaguar. Этот автомобиль, отличавшийся изысканными линиями кузова, одержал множество побед на популярных в те годы конкурсах элегантности, а мощный двигатель, частично синхронизированная коробка передач, подвеска на полуэллиптических рессорах, барабанные тормоза Girling и удачная развесовка обеспечивали призовые места в международных ралли и соревнованиях по подъемам на возвышенность. Фирменный стиль многих автомобилей в ту пору большей частью определяла носовая фигура, украшавшая пробку заливной горловины радиатора, как носовые свесы парусников. Глава отдела рекламы и сбыта фирмы Ранкин набросал эскиз прыгающей кошки и показал его скульптору Гордону Кросби. Так появилась фигурка ягуара. Во время Второй мировой войны компания выпускала бомбардировщики и легкие внедорожники с мотором Ford. После окончания войны Лайонс, предвидя негативную реакцию на название фирмы, схожее с названием элитарных подразделений Третьего рейха, заменил аббревиатуру SS на Jaguar Car Limited. Первым послевоенным спорткаром Jaguar в 1948 году был XK120. Впервые сердцем Jaguar стал двигатель собственной конструкции, работы над которым начались в Ковентри еще в годы войны. Проект получил название X. Надо отметить, в серию пошел только одиннадцатый вариант K. Этот двигатель оказался настолько удачным, что его устанавливали не только на купе, но и на первый послевоенный седан Mk V 1949 года. Серийная рядная шестерка с индексом ХК, которая впервые появилась под капотами новых спортивных родстеров Jaguar ХК120 в 1948 году, имела многие черты, свойственные современным силовым агрегатам, - алюминиевую головку блока, гидравлические толкатели в клапанном механизме, расположенные по центру полусферической камеры сгорания свечи зажигания. А главной технической изюминкой стали два верхних распредвала - смелое и необычное решение для моторов тех лет. При рабочем объеме 3,4 л двигатель развивал 160 л. с. и разгонял родстер до скорости 192 км/ч (120 миль/ч - отсюда и цифры в названии модели) и покорял тяговитостью и эластичностью. В различных вариантах он использовался на всех автомобилях Jaguar - на представительских седанах, спортивных купе и гоночных болидах - на протяжении 38 лет! Даже после дебюта нового двигателя AJ6 на спортивных купе Jaguar XJS 1984 года и последующей полной замены старичка ХК на всех автомобилях Jaguar в течение нескольких лет он еще использовался фирмой на английских Daimler. Участвовавший в 1950 году в гонке 24 часа Ле-Мана Jaguar ХК120 долгое время держался в группе лидеров, но до финиша добраться так и не смог. Лайонс рассудил, что если серийная машина показала неплохие результаты, то специально подготовленный автомобиль имеет все шансы на первое место. Так в 1951 году на трассу вышел XK120C, или C-Type. Форсированный до 210 л.с. за счет увеличения объема двигатель, три карбюратора Weber вместо двух SU и облегченный кузов с пространственной рамой из труб позволили одной машине установить рекорд круга, а другой легко выиграть гонку. Всего на счету C-Type 37 побед в международных соревнованиях. В 1954 году на смену C-Type пришел Jaguar D-Type, трижды подряд занимавший первое место в Ле-Мане. Форсированный до 277 л.с. двигатель позволял D-Type двигаться со скоростью 240 км/ч, а разгон до 100 км/ч составлял 4.7 с. За возвращение Великобритании былой спортивной славы Уильяму Лайонсу был пожалован дворянский титул. Прототипы Е1А 1958 года и Е2А 1960 года положили начало серийному родстеру Jaguar E-Type, который поразил посетителей Женевского автосалона 1961 года. Двухместный Е-Type с обтекаемым кузовом на пространственной трубчатой раме, 3.8-литровым двигателем и независимой подвеской всех колес развивал максимальную скорость 240 км/ч. Эта модель принесла фирме Jaguar всемирную славу. Всего до 1975 года было выпущено более 75 тысяч E-Type. Получивший при рождении двигатель объемом 3.8 л мощностью 265 л.с., в процессе эволюции E-Type приобрел сначала 4.2-литровый, а потом и 5.3-литровый двигатель V12. Конец истории E-Type в 1975 году положил нефтяной кризис - 12-цилиндровые двигатели оказались слишком прожорливыми. В 1988 году на Британском автосалоне был представлен полноприводный концепт Jaguar XJ220 c двигателем V12 объемом 6.2 л, однако работы над этим автомобилем возобновились только спустя год. Было принято решение о выпуске малой партии (около 350 штук) XJ220, причем двигатель V12 был заменен на 6-цилиндровый объемом 3.5 л. Его 540 л.с. приводили только задние колеса и разгоняли XJ220 до 210 миль/час. Всего с 1992 по 1994 год было продано 275 экземпляров XJ220 по цене 403 тысячи фунтов. А в 1996 году появилась совершенно новая модель XK8, заменившая изрядно устаревший к тому времени XJ-S. Кроме спортивных, Jaguar выпускает и шикарные представительские машины, по роскоши, убранству салона и престижности соперничающие с такими марками, как Rolls Royce и Bentley. Их история началась в сентябре 1948 года, когда было объявлено о создании новой послевоенной модели Mk V. Автомобиль предлагался с кузовами седан и кабриолет и оснащался моторами объемом 2.5 и 3.5 л. Удивительно, но седаны Mk I и Mk II достигали больших успехов в гонках. На некоторых из них ездили самые известные гонщики того времени - Майк Хауторн, Стирлинг Мосс, Грэм Хилл, Рой Сальвадори, Брюс МакЛарен и другие. Jaguar выигрывал гонки машин класса «Grand Tourismo» в Германии, Австралии, Новой Зеландии и Тасмании, а также установил международный рекорд дальности в Италии. В Великобритании машины Mk II поддержали традицию Jaguar ежегодно выигрывать гонки серийных машин в Сильверстоуне и в 1961 году принесли компании тринадцатую победу. В течение пяти лет Daimler/Jaguar еще гулял сам по себе. Благо, было в запасе несколько неплохих моделей. Например, седан XJ6, выпускавшийся с 1968 года с 6-цилиндровым, а позднее - 12-цилиндровым двигателем. Или XJ-S (1975), скоростное купе с V12. Этот двигатель был примечателен необычно высокой степенью сжатия 12,5:1, достигнутой благодаря патентованной камере сгорания May-Fireball. На модели XJ-S применялась оригинальная независимая задняя подвеска, роль верхнего поперечного рычага в которой играла полуось. А тормозные механизмы (до 1994 года) были вынесены к главной передаче. Модель выпускалась мелкими партиями в различных модификациях вплоть до 1996 года, получив со временем 3.2-литровый 6-цилиндровый двигатель мощностью 333 л.с. Но, несмотря на все технические и эстетические изыски, в 1989 году компания утратила независимость и вошла в состав империи Форда. Новые хозяева не стали радикально менять модельный ряд, а пошли по пути модернизации уже существующих машин. Прошло семь лет, и только в 1996 году в арсенале Jaguar появился новый спортивный седан S-Тype. Сегодня покупателям предлагается гамма из четырех семейств – XK8/XKR, X-Type, S-Type и XJ. Готовится к выпуску новая серия – F-Type. С начала 2008 года Jaguar принадлежить индийскому автогиганту Tata Motors.